3-я Международная конференция "Современные порты:проблемы и решения»
Начался новый год . Что принесет он? Астрологи сулят удачу и успех тем,
кто настойчиво будет двигаться к цели, идти вперед. Деловые люди предвидят
множество трудностей и проблем, связанных с общим финансовым кризисом.
Политики решают свои вопросы. Руководители предприятий и структур уже
столкнулись с необходимостью бороться за выживание производств и учреждений
в этих условиях.
Однако, научная мысль не может остановиться в ожидании лучших времен,
научно-технический прогресс в любые времена ищет пути реализации нужных обществу
решений. И бывает, что именно в моменты наибольших трудностей возникают самые
смелые и эффективные идеи.
Подтверждением тому является Международая научно-практическая конференция
"Современные порты - проблемы и решения", которая по инициативе Одесского
Национального Морского Университета , Ассоциации портов Украины "Укрпорт" и
совместно с администрацией Бургаского округа
пройдет с 30 апреля по 5 мая
с.г. в г. Несебър, Болгария.
В ней примут участие ведущие специалисты морехозяйственных комплексов государств
Черноморо-Азовского региона.
За последние годы это уже третья подобная конференция. Первая проходила в стенах
ОНМУ в феврале 2007г. В работе приняли участие видные ученые, представители
вузов и научно-исследовательских институтов, Академий наук Украины и России,
руководящие работники Министерства транспорта и связи, государственного
Департамента морского и речного транспорта. Особый интерес представило
участие практиков, работников портов, учреждений, обеспечивающих работу
инфраструктур портов, судоходных компаний, фирм, производящих и обслуживающих
оборудование. Наибольшее внимание было уделено разработке морской доктрины и
стратегии развития морской отрасли Украины, также конкретным проблемам в
портах Украины.
Вторая конференция прошла на борту т\х "Южная Пальмира" в марте 2008г. при
участии специалистов, ученых Одесского национального морского университета,
Института проблем рынка и эколого-экономических проблем НАН Украины, отраслевых
институтов ЧерноморНИИпроект и ЮжНИИМФ, Одесской национальной морской академии,
Южного научного центра Транспортной академии Украины. Особое внимание было
уделено вопросам правового обеспечения работы транспортной отрасли и экологии.
Большой интерес вызвали сообщения о разработках систем безопасности для судов
и в портах и новейших технологий альтернативных источников энергии .
Существенным моментом стало посещение Стамбульского Университета, где
между руководителями этого престижного турецкого вуза и представителями
ОНМУ состоялся плодотворный обмен мнениями не только о сотрудничестве в
сфере подготовки квалифицированных кадров, но и по концепции развития
морской отрасли обеих стран, перспективах работы флота и портов в
Черноморском регионе.
.
В итоговых документах прошедших в 2007-08г.г. конференций, принятых участниками
и направленных руководству отрасли, были определены основные проблемы, стоящие
перед морским транспортом, приоритетные направления государственной морской
политики, в том числе в сфере портового хозяйства
Результаты этих двух конференций, в ходе которых были обсуждены более 100
докладов и сообщений, нашли отражение в выпущенных сборниках и, как известно,
многие предложения и идеи уже имеют свое практическое воплощение.
Опыт проведения международных конференций показал насущную необходимость
привлечения широкого круга ученых и практиков для выработки новых подходов,
эффективных решений, совместных концепций.
Процессы глобализации в мировой экономике усиливают роль и значение морского
транспорта в национальных экономиках, особенно для стран, имеющих морские
порты мирового значения.
В условиях либерализации международной торговли, 90% которой осуществляется с
участием морского транспорта, интернационализации сферы производства и
распределения товаров, экономической интеграции отдельных стран и регионов,
в системе морских перевозок происходят радикальные перемены, ведущие к
формированию организационной, технологической, коммерческой, экономической и
правовой базы мировой транспортной системы, в которой морские торговые порты
играют ведущую роль. Они становятся не только важнейшим звеном в цепочке
движения товаров, но и промышленными, коммерческими и информационными
центрами обеспечения в системе производства, распределения и потребления
товаров. Усложнение структуры и методов обмена результатами производства и
организации перевозок требуют от портов умения включаться в центр "услуг"
и стать одним из главных элементов системы торговли в регионе и стране.
Портовое хозяйство и связанная с ним деятельность в странах с развитой рыночной
экономикой являются одним из наиболее эффективных элементов в их
морехозяйственном комплексе.Например, в портовом хозяйстве США, где
перегружается 2,3 млрд. тонн в год, на основных и вспомогательных работах
занято около 1,1 млн. человек, ежегодный доход которых больше 43,8 млрд. дол.,
что составляет 40220 дол. на одного работника , в то время как в среднем по
стране уровень дохода составляет около 29500 дол. на человека, т.е. портовая
деятельность и связанные с нею работы и услуги почти на 37% дают больше дохода
на одного работника.
Многие годы морская транспортная отрасль независимой Украины развивалась в
рамках централизованного регулирования производственной и финансовой портовой
деятельности, централизованного планирования показателей, координации
взаимодействия с другими видами транспорта и отраслями народного хозяйства.
Рыночные рычаги, несмотря на то, что Украина признана мировым сообществом
страной с рыночной экономикой, в портовом хозяйстве практически не используются.
Во многом эффективность функционирования морских торговых портов в условиях
интеграции в европейскую транспортную систему связана с формированием
профессионального мнения и активными действиями по привлечению внимания
к проблемам отрасли, защитой ее интересов и, главное, с совместной
консолидированной работой по обоснованию конкретных планов возрождения
морского могущества и славы Украины.
Вот почему такие конференции становятся важными мероприятиями, призванными
объединять усилия тех, кому небезразлична судьба морехозяйственного комплекса
Украины и его главной составляющей - портового хозяйства.
Работа предстоящей весной 2009 года очередной конференции будет организована по
следующим профильным секциям:
- Организационные и экономические проблемы развития рынка портовых услуг.
- Техническая политика и технология работы портов и терминалов.
- Правовое обеспечение хозяйственной деятельности и безопасности портов.
- Проблемы подготовки и повышения квалификации кадров для транспортной отрасли.
Основная задача конференции - высококвалифицированное обсуждение широкой
научной и практической морской общественностью накопившихся в отрасли проблем,
разработка предложений к рыночной стратегии развития украинского портового
хозяйства, а также проработка тактики возвращения нашей державе былого морского
потенциала и полноценного использования транзитных возможностей страны.
На конференции также предполагается обсудить:
- проблемы интеграции национальных транспортных систем Черноморского
- региона в транспортную инфраструктуру европейского сообщества;
- основные направления технического перевооружения и реконструкции
- портового хозяйства с учетом перспективных грузопотоков;
- усиление внимания государства к развитию сопредельных портам территорий;
- основные направления развития речных перевозок и использование
- мощностей речных портов для фидерных перевозок контейнерных и других грузов;
- развитие рекреационной, туристической и других видов деятельности в
- прибрежной зоне;
- нормативно-правовое обеспечение портовой деятельности;
- взаимодействие руководства портового хозяйства с муниципальными
- органами власти;
- основные требования к подготовке квалифицированных кадров для портовой
- деятельности, кадровая политика на морском транспорте и в портах.
Как видим, спектр вопросов и проблем достаточно широк и дает возможность
участия в конференции специалистов самых разных направлений.
По итогам конференции будет выпущен сборник докладов и выступлений её участников.
К участию в конференции приглашаются ученые и практики, заинтересованные в
будущем Украины как могучей морской державы.