3-я Международная конференция "Современные порты:проблемы и решения»



Начался новый год . Что принесет он? Астрологи сулят удачу и успех тем, кто настойчиво будет двигаться к цели, идти вперед. Деловые люди предвидят множество трудностей и проблем, связанных с общим финансовым кризисом. Политики решают свои вопросы. Руководители предприятий и структур уже столкнулись с необходимостью бороться за выживание производств и учреждений в этих условиях.
Однако, научная мысль не может остановиться в ожидании лучших времен, научно-технический прогресс в любые времена ищет пути реализации нужных обществу решений. И бывает, что именно в моменты наибольших трудностей возникают самые смелые и эффективные идеи.
Подтверждением тому является Международая научно-практическая конференция "Современные порты - проблемы и решения", которая по инициативе Одесского Национального Морского Университета , Ассоциации портов Украины "Укрпорт" и совместно с администрацией Бургаского округа

пройдет с 30 апреля по 5 мая с.г. в г. Несебър, Болгария.

В ней примут участие ведущие специалисты морехозяйственных комплексов государств Черноморо-Азовского региона.
За последние годы это уже третья подобная конференция. Первая проходила в стенах ОНМУ в феврале 2007г. В работе приняли участие видные ученые, представители вузов и научно-исследовательских институтов, Академий наук Украины и России, руководящие работники Министерства транспорта и связи, государственного Департамента морского и речного транспорта. Особый интерес представило участие практиков, работников портов, учреждений, обеспечивающих работу инфраструктур портов, судоходных компаний, фирм, производящих и обслуживающих оборудование. Наибольшее внимание было уделено разработке морской доктрины и стратегии развития морской отрасли Украины, также конкретным проблемам в портах Украины.

Вторая конференция прошла на борту т\х "Южная Пальмира" в марте 2008г. при участии специалистов, ученых Одесского национального морского университета, Института проблем рынка и эколого-экономических проблем НАН Украины, отраслевых институтов ЧерноморНИИпроект и ЮжНИИМФ, Одесской национальной морской академии, Южного научного центра Транспортной академии Украины. Особое внимание было уделено вопросам правового обеспечения работы транспортной отрасли и экологии. Большой интерес вызвали сообщения о разработках систем безопасности для судов и в портах и новейших технологий альтернативных источников энергии . Существенным моментом стало посещение Стамбульского Университета, где между руководителями этого престижного турецкого вуза и представителями ОНМУ состоялся плодотворный обмен мнениями не только о сотрудничестве в сфере подготовки квалифицированных кадров, но и по концепции развития морской отрасли обеих стран, перспективах работы флота и портов в Черноморском регионе.

. В итоговых документах прошедших в 2007-08г.г. конференций, принятых участниками и направленных руководству отрасли, были определены основные проблемы, стоящие перед морским транспортом, приоритетные направления государственной морской политики, в том числе в сфере портового хозяйства
Результаты этих двух конференций, в ходе которых были обсуждены более 100 докладов и сообщений, нашли отражение в выпущенных сборниках и, как известно, многие предложения и идеи уже имеют свое практическое воплощение.
Опыт проведения международных конференций показал насущную необходимость привлечения широкого круга ученых и практиков для выработки новых подходов, эффективных решений, совместных концепций. Процессы глобализации в мировой экономике усиливают роль и значение морского транспорта в национальных экономиках, особенно для стран, имеющих морские порты мирового значения.
В условиях либерализации международной торговли, 90% которой осуществляется с участием морского транспорта, интернационализации сферы производства и распределения товаров, экономической интеграции отдельных стран и регионов, в системе морских перевозок происходят радикальные перемены, ведущие к формированию организационной, технологической, коммерческой, экономической и правовой базы мировой транспортной системы, в которой морские торговые порты играют ведущую роль. Они становятся не только важнейшим звеном в цепочке движения товаров, но и промышленными, коммерческими и информационными центрами обеспечения в системе производства, распределения и потребления товаров. Усложнение структуры и методов обмена результатами производства и организации перевозок требуют от портов умения включаться в центр "услуг" и стать одним из главных элементов системы торговли в регионе и стране.
Портовое хозяйство и связанная с ним деятельность в странах с развитой рыночной экономикой являются одним из наиболее эффективных элементов в их морехозяйственном комплексе.Например, в портовом хозяйстве США, где перегружается 2,3 млрд. тонн в год, на основных и вспомогательных работах занято около 1,1 млн. человек, ежегодный доход которых больше 43,8 млрд. дол., что составляет 40220 дол. на одного работника , в то время как в среднем по стране уровень дохода составляет около 29500 дол. на человека, т.е. портовая деятельность и связанные с нею работы и услуги почти на 37% дают больше дохода на одного работника.
Многие годы морская транспортная отрасль независимой Украины развивалась в рамках централизованного регулирования производственной и финансовой портовой деятельности, централизованного планирования показателей, координации взаимодействия с другими видами транспорта и отраслями народного хозяйства. Рыночные рычаги, несмотря на то, что Украина признана мировым сообществом страной с рыночной экономикой, в портовом хозяйстве практически не используются. Во многом эффективность функционирования морских торговых портов в условиях интеграции в европейскую транспортную систему связана с формированием профессионального мнения и активными действиями по привлечению внимания к проблемам отрасли, защитой ее интересов и, главное, с совместной консолидированной работой по обоснованию конкретных планов возрождения морского могущества и славы Украины.
Вот почему такие конференции становятся важными мероприятиями, призванными объединять усилия тех, кому небезразлична судьба морехозяйственного комплекса Украины и его главной составляющей - портового хозяйства.
Работа предстоящей весной 2009 года очередной конференции будет организована по следующим профильным секциям:
  1. Организационные и экономические проблемы развития рынка портовых услуг.
  2. Техническая политика и технология работы портов и терминалов.
  3. Правовое обеспечение хозяйственной деятельности и безопасности портов.
  4. Проблемы подготовки и повышения квалификации кадров для транспортной отрасли.
Основная задача конференции - высококвалифицированное обсуждение широкой научной и практической морской общественностью накопившихся в отрасли проблем, разработка предложений к рыночной стратегии развития украинского портового хозяйства, а также проработка тактики возвращения нашей державе былого морского потенциала и полноценного использования транзитных возможностей страны.
На конференции также предполагается обсудить:
  • проблемы интеграции национальных транспортных систем Черноморского
  • региона в транспортную инфраструктуру европейского сообщества;
  • основные направления технического перевооружения и реконструкции
  • портового хозяйства с учетом перспективных грузопотоков;
  • усиление внимания государства к развитию сопредельных портам территорий;
  • основные направления развития речных перевозок и использование
  • мощностей речных портов для фидерных перевозок контейнерных и других грузов;
  • развитие рекреационной, туристической и других видов деятельности в
  • прибрежной зоне;
  • нормативно-правовое обеспечение портовой деятельности;
  • взаимодействие руководства портового хозяйства с муниципальными
  • органами власти;
  • основные требования к подготовке квалифицированных кадров для портовой
  • деятельности, кадровая политика на морском транспорте и в портах.
Как видим, спектр вопросов и проблем достаточно широк и дает возможность участия в конференции специалистов самых разных направлений.
По итогам конференции будет выпущен сборник докладов и выступлений её участников.
К участию в конференции приглашаются ученые и практики, заинтересованные в будущем Украины как могучей морской державы.
Подробную программу конференции можно будет найти на сайте ОНМУ :http://www.osmu.odessa.ua/